Цель создания системы - повысить эффективность работы УПЧ и повлиять на скорость рассмотрения жалоб и обращений по поводу действий должностных лиц и органов публичной власти. ФГИС позволит гражданам обращаться к уполномоченному через единое окно.
Система автоматизирует регистрацию, хранение, анализ и учет входящих и исходящих документов, сбор данных о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан.
Также ФГИС поможет визуализировать данные для мониторинга ситуаций, связанных с обеспечением гражданских прав, как по регионам, так и в стране в целом. Это облегчит контроль и позволит принимать более взвешенные решения. В системе будут собираться все обращения, поданные онлайн, по электронной почте, в бумажном виде, по телефону и т. д. Ежегодно планируется обрабатывать не менее 300 тыс. обращений от граждан.
В будущем планируется интеграция информационных банков УПЧ на федеральном уровне и в субъектах страны. Формирование единого цифрового профиля в качестве точки роста результативности работы УПЧ отмечала в своих интервью уполномоченная по правам человека в России Татьяна Москалькова. По ее словам, система поможет унифицировать информационно-цифровые системы федеральных и региональных омбудсменов, перейти на новый уровень открытости и прозрачности.
ФГИС должна иметь централизованное хранилище данных с предоставлением ролевого доступа. В сервисе будет реализован ряд подсистем: «Единый информационный портал УПЧ», «Регистрация обращений и электронного документооборота», «Автоматизация процессов обработки обращений», «Онлайн-консультант», «Нормативно-справочная информация», «Аналитическая подсистема», «Ситуационный центр», «Электронное взаимодействие», «Администрирование», «Система управления информационной безопасностью».
По оценкам УПЧ, развитие информационного взаимодействия уполномоченных между собой, а также с государственными органами, зарубежными омбудсменами, заявителями, в рамках создания единой цифровой экосистемы позволит значительно снизить издержки и риски государства. Также система поможет повысить уровень удовлетворенности граждан в части восстановления нарушенных прав и оказания своевременной правовой помощи пострадавшим.